Партии как субъект политики.
Учебные материалы


Партии как субъект политики.



Карта сайтаvisitukraine.ru

Предложено несколько типологий политических партий

:

по идеологической ориентации

выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

по территориальному признаку

- федеральные, региональные и т.д.;

по социальной базе

— рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

по отношению к социальным преобразованиям

- радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

по участию во власти

- правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.Наиболее известна классификация партий по организационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.Концепции политической партииПолитическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части общества; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Обязательные элементы политической партии

:всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).

цель всякой партии

— завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.

Признаки политической партии:

наличие организационной структуры;программа и устав;уплата членских взносов;партийная дисциплина;организационная связь между членами партии;формирование общественного мнения;участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:



связующее звено народных масс и государства;регулятор социально-политической жизни общества;руководитель классовой борьбы в обществе.Главная задача политической партии — захват и участие во власти.

Функции политической партии1

. Теоретическая функция:анализ состояния и теоретическая оценка перспектив развития общества;выявление интересов разных социальных групп общества;разработка стратегии и тактики борьбы за обновление общества;2. Идеологическая функция:распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения и нравственных ценностей;пропаганда своих целей и политики;привлечение граждан на сторону и в ряды партии;3. Политическая функция:борьба за власть;участие во внутренней и внешней политике (разработка, формирование, проведение в жизнь);выполнение предвыборных программ4. Организаторская функция:реализация программных установок и решений;проведение избирательных кампаний;подбор кандидатов на выборные должности, кадров для выдвижения в правительство, центральное и местное руководство.

Функция социального представительства

. Как уже отмечалось выше, всякая политическая партия является выразителем определенных социальных интересов, опирается в своей деятельности на конкретные социальные слои и группы, является их представителем на политической арене. В этой связи она имеет в качестве одной из центральных задачу из всего многообразия самых различных интересов этих групп (экономических, этнических, религиозных и т.д.) выявить, сформировать и обосновать их совокупный политический интерес, равно как и четко артикулировать его в политико-властной сфере. В теоретико-идеологическом плане функция социального представительства и артикуляции совокупного политического интереса объединенных в тех или иных партиях социальных слоев и групп находит свое выражение в партийных программах и доктринах. Последние представляют собой не что иное, как своего рода «декларации партий о намерениях», в которых они открыто заявляют о том, ради чего и для кого они создаются, какие преследуют цели и какие средства собираются использовать для их достижения.

Функция политической социализации граждан

, т.е. их политического просвещения и научения, формирование свойств и навыков участия в политико-властных процессах, а также влияния на них с помощью тех или иных конвенциональных (конституционно оговоренных и законодательно закрепленных) акций и процедур.

Функция социальной интеграции

— в силу того, что любая партия в условиях демократически организованного общества может прийти к власти только получив большинство на выборах, она с необходимостью стремится объединить вокруг своей программы самые различные слои населения.

Прагматическая функция

, связанная не столько с борьбой за власть, сколько, прежде всего, с ее отправлением и удержанием. Речь идет об искусстве умелого пользования и распоряжения властью с тем, чтобы сохранить ее сверх конституционного срока приобретения, т.е. не потерять на новых выборах.

Функция воспроизводства и рекрутирования

политической элиты для всех уровней системы организации государственной власти. По причине того, что смена «властного караула» в условиях демократии происходит только по итогам выборов, претендующая на власть партия должна быть готовой к тому, чтобы в случае победы на этих выборах «посадить» во властные «кресла» свою команду, т.е. высших руководителей системы государственного руководства и управления страной.Виды политических партий

Классификация политических партий:

по социальному признаку различают партии классовые, интерклассовые (межклассовые), партии «хватай всех» и т.д.;по организационной структуре и характеру членства:кадровые;массовые.с четкими и формально определенными принципами членства и со свободным членством, с членством индивидуальным и коллективным и т.д.;по отношению к месту в политической системе — легальные, полулегальные и нелегальные, правящие и оппозиционные, парламентские и внепарламентские, монопольно-государственные и авангардные и пр.;по целевым и идейным установкам, способам и формам действия — радикальные, либеральные, консервативные; коммунистические, социалистические и социал-демократические; христианские и т.д.по числу депутатских мест в парламенте — мажоритарные партии (от фр. majorite — большинство), партии с мажоритарным призванием, доминирующие партии и партии миноритарные (от фр. minorite — меньшинство) и т.д.Внепарламентские партии считают активность представительных органов власти и борьбу за депутатские мандаты второстепенными. Их происхождение связано с развитием массовых движений и расширением политического участия рабочего класса.В зависимости от положения в политической системе партии делят на правительственные и оппозиционные. Правительственные партии, победившие на выборах, играют ведущую роль в формировании правительства. Оппозиционные партии представляют интересы политического меньшинства. Они сосредоточиваются на критике правящих партий, проводимой ими политике. 6 свою очередь, оппозиция подразделяется на системную и внесистемную. Системная оппозиция не ставит под сомнение существующие базовые ценности, политические нормы и процедуры. Она расходится во взглядах с правительственной партией но вопросам тактики (размер налогов, характер социальных нро1рамм, степень государственного регулирования экономики и т. п.). Внесистемная оппозиция отрицает существующий политический порядок, характер приоритетов общественного развития в целом. Ее целью, как правило, является смена существующей политической системы.С точки зрения характера организации выделяют кадровые и массовые партии. Кадровая партия — это группа известных людей, созданная для подготовки выборов, проведения избирательных кампаний, контактов с избирателями. 6 нес входят, во- первых, популярные и влиятельные лица, чьи престиж и связи способны оказать кандидату поддержку и привлечь на его сторону избирателей; во-вторых, эксперты, специалисты в области проведения избирательных кампаний и политической рекламы; в-третьих, липа, обеспечивающие финансирование партии. Массовая партия — это хорошо организованное объединение, основными признаками которого являются: широкое, активное членство; определенная идеология; существование на основе членских взносов. Партия данного типа предполагает ответственность своих парламентских представителей перед избирателями за принимаемые решения и проводимую политику. Для нее характерны строгая дисциплина, соблюдение устава и программы ее приверженцами.В соответствии с идеологическими ориентациями выделяют либеральные, консервативные, коммунистические, социалистические, фашистские и другие партии.В последние два-три десятилетия сформировался тип политической силы, который необоснованно называют партией. Это так называемые универсальные партии (партии всех избирателей). В отличие от традиционных партий, ориентирующихся на определенные электоральные группы, они стремятся привлечь на свою сторону различные группы избирателей. Для них характерны следующие черты: необязательное фиксирование членства; особый тин лидера-интеллектуала, играющего роль мировоззренческою символа; отсутствие четко фиксированных социальных интересов.Возникновению этого типа партий способствуют размывание жестких границ между социальными фунпами и вытекающее отсюда ослабление партийной идентичности избирателей; рост благосостояния общества; развитие средств массовой информации, позволяющее партийным лидерам обращаться не к отдельным группам, а ко всем избирателям сразу. Партии такого типа в большей степени связаны с государством, чем с гражданским обществом, а их главная функция — не артикуляция и агрегация интересов общества, а защита политического курса данного правительства.

12

.Политика и мораль.

Моральные аспекты политики приобретают в наше время большую актуальность, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Нередко ставится вопрос, совместимы ли вообще по­нятия политики и нравственности, не являются ли эти категории взаимоисключающими. Проблема соотношения политики и мора­ли особо обостряется во время избирательных кампаний, борьбы за власть, посты, должности, противоборства с политическими про­тивниками. А в борьбе за политическую власть, дескать, все сред­ства хороши. Именно тогда политические действия развертыва­ются в своеобразном поле напряжения между политикой и мора­лью. Все это — теневая сторона политики, "изнанка", подрываю­щая ее нравственный авторитет.

Соотношение политики и морали напрямую зависит от поли­тического режима. В странах с антидемократическими, реакцион­ными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, зло­употребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит раз­рыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывает­ся началами гуманизма и нравственности.
Еще Никколо Макиавелли утверждал, что право и мораль разные и не соприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Его взгляды и рекомендации находят сторонников и сегодня. По этому поводу русский философ В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: "Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века. С точки зрения христианской и в пределах христианского мира эти две области — нравственная и политическая — хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собой связаны".
Современная политическая ситуация в России сложна, про­тиворечива и труднопредсказуема. Основная причина тому — глубокий социально-экономический и духовный кризис в стране. В этих условиях обострились противоречия между политикой и моралью, чему во многом "помогли" крупные ошибки политичес­кого руководства, которые усилили безнравственность российской политики, углубили духовный кризис в обществе. Опасность та­кого пути очевидна. Назрела жизненная необходимость повер­нуть российскую политику в русло подлинного гуманизма и нрав­ственности. Без этого не может начаться духовное возрождение общества. У политики и морали различные источники (основания) для создания структуры управления. Мораль основывается на существующих в обществе ценностях, обычаях, традициях, т. е. имеет ценностно-нормативную основу. В основе политики лежат интересы различных социальных групп общества, которые трансформируются в законы (нормы). При этом правящая элита может навязывать всему обществу законы, которые защищают прежде всего интересы этой самой элиты и ущемляют потребности других.

13.Политика и основные политические институты (армия, СМИ, наука, криминал, право)

1.Армия

Армия является одним из основных элементов государства, выполняющим важнейшие политические функции. В соответствии с Федеральным законом "Об обороне" вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной против России, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач, определенных международными договорами Российской Федерации.Привлечение вооруженных сил к выполнению задач с использованием вооружения не по предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.Из Конституции РФ, федеральных законов следует, что основное содержание внутренней функции вооруженных сил составляет поддержка конституционного строя, законно избранной народом политической власти.Традиционно армия выступает в качестве гаранта общественно-политической стабильности и целостности государства. Ее девиз "Политика принадлежит партиям, Отечество же - армии".Несмотря на определенные ограничения, существующие в российском законодательстве, армия не может быть полностью изолированной от политики.

2. СМИ

Поскольку проблема влияния СМИ на политическую культуру предполагает синтез нескольких областей человеческой деятельности и человеческого знания, то и актуальность должна быть рассмотрена в нескольких измерениях.

Первое измерение - политико-культурное. За последние пять-шесть лет в странах постсоветского пространства оформилась своеобразная "мода" на изучение политической культуры, а, как известно, мода - дело далеко не случайное. Это связано с тем, что зачастую только с помощью этой категории можно объяснить и спрогнозировать ситуацию, складывающуюся во властных отношениях, в связях между политической системой и обществом. Развитие государства в целом блоке работ связывают именно с развитием политической культуры, то есть этот термин признается одним из двигателей истории. Второе измерение - информационное. Научно-техническая революция добавила в политическую жизнь государств еще одну движущую силу - современные средства массовой информации (СМИ). Однако, несмотря на очевидную власть этого института над человеческими умами, политическая наука интересуется СМИ скорее в плане краткосрочного влияния на зрителей - во время референдумов, выборов, политических акций и т.д. Долгосрочное же его влияние на политический процесс и политическую культуру как правило вызывает гораздо меньший научный интерес. Поэтому в мировой политологии существует определенный дефицит работ, в которых бы авторитетно и научно, оценивалась бы такая глобальная роль СМИ и предлагались бы изученные механизмы влияния СМИ на политические отношения. Третье измерение лежит в действительном состоянии государственных СМИ. В настоящее время государственное вещание переживает явный кризис, как организационный, так и духовный. Государство и исполнительная власть пользуются СМИ для удовлетворения сиюминутных потребностей, но явно недооценивают важность этого института в формировании устойчивых ориентаций населения на политические объекты и отношения. Отчасти это является отражением состояния науки в политико-телевизионной области, отсутствия отечественных теоретических концепций о перспективе влияния телевидения на развитие политических процессов в государстве. Поэтому тема "СМИ в современном демократическом государстве" предполагает первые шаги по изучению "терра-инкогнита" белорусской политологии.

3. Право и политикаПолитика – деятельность государства и иных политических институтов (прежде всего – политических партий), направленная на решение задач, имеющих общесоциальное значение. Основной субъект политики – государство как политическая организация всего общества.Взаимодействие политики и права можно рассматривать в следующих аспектах:1) влияние политики на право. Поскольку политика отчасти реализуется путем правотворчества, политика определяет право, содержание правовых норм;2) возможность осуществления политики вне правовых форм (т. н. «прямое действие»). Государство проводит свою политику в правовых формах (правотворчество и правоприменение) и в неправовых. Государство может использовать и иные механизмы, как правомерные (например, разъяснение политики государства в печати, обращения к гражданам, консультации с заинтересованными соц. группами), так и неправомерные (например, запугивание полит, оппонентов). Для правового государства является аксиомой, что всякое действие государства, ограничивающее права и свободы человека, возможно только на основании правовой нормы.3) влияние права на политику (прямое или косвенное). В качестве примера прямого влияния можно привести положения Конституции об основах конституционного строя и правах и свободах человека и гражданина. В частности, Конституция:1провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью;2указывает на демократический социальный и правовой характер государства;3гарантирует свободу эконом, деятельности;4гарантирует разделение властей;5запрещает цензуру и т. п.По этим и многим другим вопросам политика государства жестко связана правом.Косвенное влияние права на политику можно проиллюстрировать на примере избирательного права. Влияние права на политику обеспечивается также правовой культурой, т. к. соблюдение права само по себе является политикой, причем не единственно возможной. Нередко правовые нормы просто игнорируются в политической деятельности;4) возможность несоответствия права политике. Право всегда более консервативно, чем политика, отстает от политики. Например, в случае принятия политического решения, требующего реализации в законе, необходимо разработать проект закона и пройти все стадии законодательного процесса. Несоответствие права политике может быть связано и с несовершенством закона, применение которого может повлечь непредвиденные последствия.

4.Наука

Связь политики и науки имеет длительный исторический период своего становления и развития, что находит отражение в многочисленных социально-философских, политических теориях, сформировавшихся на различных этапах эволюции философской и политической мысли.Взаимодействие политики и науки, рационалистический подход к ним начал складываться с момента зарождения политической мысли в таких центрах древней культуры, как Греция, Индия и Китай. Наиболее характерным, типичным, исторически сложившимся представлением о возникновении политологических идей, концепции власти, политики как науки о власти является представление о ее (их) связи с проблемой управления людьми, управления государством. Еще в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Каутильи, Конфуция, Шан Яна и других мыслителей исследуется роль науки и техники, их творцов в организации управления государством. В той же мере разрабатываются технологии эффективного политического управления. При этом взгляды древних мыслителей на данную проблему несут на себе воздействие особенностей переживаемой исторической эпохи, когда наука и техника находились на доинституциональной стадии своего развития, были сплетены воедино с такими формами общественного сознания, как мифология, религия, философия.В Новое время появляются современные ему новые аспекты разработки проблемы взаимодействия политики, науки и техники. Они связаны, прежде всего, с осмыслением значения, в том числе и политической роли, говоря современным языком, научно-технических кадров, чему способствовала начавшаяся профессионализация научной и инженерной деятельности как составных частей процесса институциализации науки и техники.В XVII–XIX вв. этот аспект нашел отражение в сочинениях Ф. Бэкона, П.Гольбаха, М.Ф.Вольтера, И.Г.Фихте, А.Сен-Симона, О.Конта, К.Маркса и Ф.Энгельса, многих других мыслителей. В их работах наука и техника рассматриваются как основа политического прогресса. Именно с этим была связана критическая оценка роли науки как движущей силы политического прогресса характерная для работ таких философов и социологов, как Х.Ортега-и-Гассет, К.Ясперс, М.Хайдеггер, О.Тоффлер, М.Фуко, Г.Маркузе.Исследование проблемы взаимодействия политики и науки занимает значительное место в русской общественно-политической литературе, начиная с XVIII в., когда наша страна стала на путь модернизации. Различные аспекты этой проблемы затрагивают в своих трудах философы, социологи, выдающиеся ученые в области естествознания в ХIХ-ХХ вв. В XVIII в. под влиянием идеологии Просвещения формируются идеи М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова, А.Н.Радищева, Н.И.Новикова о науке как критерии политического прогресса, главном средстве улучшения политических порядков. В ХIХ в. в российском обществе развиваются позитивистский и марксистский подходы к изучению научно-политических факторов политического развития.Современный этап характеризуется тем, что в политологии изучение процесса взаимодействия политики и науки выдвигается в качестве одной из главных проблем и ведется на основе системного подхода. Формируется постиндустриальная парадигма в политологии. Если провести классификацию современных российских исследований, в которых ведется анализ проблемы взаимодействия политики с наукой и техникой, то можно выделить следующие типы работ:1. Прикладные политологические исследования, посвященные историко-политологическим проблемам, анализу политических технологий. Кроме отмеченных работ, следует указать работы последних лет.2. Работы, посвященные изучению научно-технических аспектов национальной безопасности, конверсии, перевода ВПК на нужды гражданского общества и обобщающие как мировой, так и российский опыт.3. Работы, в которых исследуются научно-технические факторы глобализации современных международных отношений, конфронтационные аспекты этой глобализации.4. Работы, посвященные изучению вопросов компьютеризации, информатизации и рационализации деятельности государственных и политических органов в условиях техногенной цивилизации.Данная классификация рассматривает взаимосвязи политики и науки, в основном, как средства функционирования отдельных элементов политической системы (государство, партии и т.д.), отодвигая на второй план качественное изменение политической системы, которое происходит в результате детерминирующего влияния взаимосвязи политики и науки на политический процесс развития общества в целом.

14.Политика и религии.


Общее между политикой и религией заключается в том, что обе сферы являются областью регулирования связей и отношений между людьми. На всех этапах истории религия была вовлечена в политику, поскольку она связана с воздействием и влиянием на человека и на общество. А это означает её связь с властью и авторитетом, ибо власть достигается и сохраняется или через принуждение, или через воздействие на идеологию общества и на внутренние убеждения человека. В новейшее время идейное воздействие и идеологическое манипулирование не только не уменьшились, но даже возросли. Таким образом, религия — это идеология и система социальных институтов, а эти сферы общественной жизни всегда связаны с политикой.
В IV в. христианство стало государственной религией Римской империи, и церковь превращается в сложную иерархическую структуру, в которую входили религиозные ордена, ассоциации, миссии, партии. Помимо этого, существовали религиозные движения в форме ересей, расколов, сект. Религия оказала огромное влияние на социально-политическую жизнь Европы.
В других регионах мира религия как институт и как средство политики также утвердила себя в самые давние времена. Все Евразийские и восточные деспотии, империи, ханства, каганаты имели во многом религиозную основу. Жрецы и духовные наставники составляли социальную верхушку и обладали огромной силой воздействия на правителей и их подданных в древних империях американских индейцев (инков и ацтеков), в азиатских и африканских протогосударствах.
С наступлением эпохи современных государств мировые религии постоянно стремились подчинить своему влиянию население целых государств и регионов мира, и в этом они достаточно преуспели. Не случайно возникли такие понятия, как христианская Европа, православная Русь, мусульманский Восток, Святая Земля (Израиль) и т. п. Во многих случаях определённая религия или одно из её направлений подчиняли себе государственные власти или заключали с ними писаные или неписаные конкордаты (соглашения) о так называемой установленной (официальной) церкви. В свою очередь верховные правители (цари, императоры, короли) объявляли себя покровителями или главами соответствующих церквей, а иногда присваивали себе и главный духовный сан, упраздняя высшую религиозную власть. Подобные ситуации существовали длительное время в отношениях британской короны и англиканской церкви, императорской власти и православной церкви в России. Сегодня в Иране верховную власть держат в своих руках представители высшего мусульманского духовенства.
Знаменитый последователь материалистического понимания религии Эрих Фромм в этой связи писал: «Трагедия всех великих религий заключается в том, что они нарушают и извращают принципы свободы, как только становятся массовыми организациями, управляемыми религиозной бюрократией. Религиозная организация и люди, её представляющие, в какой-то степени начинают занимать место семьи, племени и государства. Они связывают человека, вместо того, чтобы оставить его свободным, и человек начинает поклоняться не Богу, но группе, которая претендует на то, чтобы говорить от его имени» (Фромм Э. Сумерки богов. — М., 1989. — С. 199).
Именно в способности выражать частные, исторически изменчивые интересы в универсальной форме, используя символический язык и мистифицируя земные корни этих интересов, проявляется специфика религии. Это позволяет религии, а точнее части священнослужителей, выступать с оправданием порой противоположных политических идеалов и программ. Это не означает, что религиозные идеологи не разделяют проповедуемые ими идеи и ценности. Они могут иметь свои взгляды и мотивы в тех или иных политических ситуациях и действиях.
Святейший патриарх Алексий II выступил в октябре 1993 г. с инициативой провести в Свято-Даниловом монастыре в Москве переговоры противоборствующих сторон и не допустить кровопролития в связи с отказом Верховного Совета РФ распуститься по указу президента Б. Н. Ельцина. Это совсем не означает, что глава Русской православной церкви одобрял как сам указ и последующие действия президента, так и поведение депутатов, организовавших фактически вооружённое сопротивление исполнительной власти. Но это могло означать, что Святейший патриарх руководствовался евангельскими положениями об отношении к власти и о миротворческой миссии церкви. Вот какими были его аргументы: «И тогда мы предложили посредничество церкви, надеялись, что, когда сядем за стол переговоров друг против друга, найдём в себе и мужество, и силы, думая о судьбе России, думая о нашем народе, многострадальном народе, дать ему надежду, а не ввести в отчаяние».
После двух дней безрезультатных усилий преодолеть политический кризис Алексий II решил организовать молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, которую специально доставили из Третьяковской галереи к месту богослужения в Богоявленском кафедральном соборе. В этой связи он сказал накануне такие слова: «Я всё-таки священнослужитель, как пастырь уже более сорока трёх лет, скажу, что для нас огромное значение имеет завтрашний день. Эта молитва перед той святыней, перед которой в течение веков молились наши предки в годины тяжких испытаний. И сила Божия совершается в немощи человеческой». А после богослужения 3 октября он сказал участникам переговоров: «Мы надеемся, что и нам Господь по молитва. Пречистой Богоматери даст мудрость и силы не потерять разум и не ввергнуть вновь наше Отечество в кровавые испытания, которые уже не раз на его долю в истории выпадало переносить» (Москва. Осень—93. Хроника противостояния. — М., 1995. — С. 350, 354).
Как известно, тогда переговоры были прерваны. Начался штурм Белого дома с жертвами и разрушениями. РПЦ оказалась в центре российской политики, сохранила свой собственный подход к кризису и в конечном итоге обрела опыт и авторитет как важнейший институт новой России. Следует сказать, что миротворческая, пацифистская деятельность религиозных организаций распространена широко и имеет огромную известность вплоть до присуждения Нобелевских премий мира ряду религиозных лидеров ХХ в.
Проявлением религии в сфере политики являются межгосударственные и межэтнические противоречия и конфликты на религиозной почве. Религиозные войны и конфликты были известны и в прошлые эпохи, но в ХХ в. и в наши дни они обрели масштабный, можно сказать, мировой характер, несмотря на научно-технический прогресс и глобализацию. После Второй мировой войны наиболее жестокие войны и конфликты произошли между государствами и внутри государств с участием религиозного фактора (Индия и Пакистан, Иран и Ирак, Палестина и Израиль, Ольстер в Великобритании, Чечня в России и т. д.).
Противостоянием конфликтам на религиозной почве может быть только стремление всех конфессий к поддержанию мира и согласия между собой. 23 сентября 2003 г. по инициативе Президента Казахстана Н. А. Назарбаева в Астане открылся I Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Туда прибыли люди разных религиозных взглядов и убеждений. Форум положил начало серьёзному разговору о судьбах мира, о роли религии в устроении общества. Главной задачей Съезда стало объединение усилий религиозных лидеров для уврачевания и предотвращения конфликтов на религиозной почве, для выработки новых форм международного сотрудничества.
В своём выступлении на встрече с общественностью Казахстана уже в январе 2010 г. Святейший патриарх Кирилл, поминая добрым словом инициативу президента Казахстана, в свою очередь выразил уверенность в том, что все крупные проблемы современного мира могут быть разрешены путём диалога и совместных усилий. Русская православная церковь, по его утверждению, полностью согласна с таким подходом. Ведь и Священное Писание, как отметил Святейший патриарх, нам говорит: «Пекитесь о добром перед всеми людьми. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12, 17—18).

Роль и место религии в политике

Роль религии в современном мире:Религия по-прежнему в значительной мере влияет на политическую жизнь в большинстве стран мира, включая страны, где большая часть населения нерелигиозна.Религия решающим образом влияет на политическую культуру большинства стран и народов мира.Религиозная символика присутствует в качестве составной части символики государств, политических партий, общественных организаций.Религиозные праздники являются также и государственными в большинстве стран мира.Религиозные деятели входят в состав политической элиты многих стран.Присяга высших должностных лиц при вступлении в должность часто сопровождается религиозным обрядом.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная